Перевести страницу
0
Корзина пуста

Магазин в центре Екатеринбурга. Проспект Ленина 69/3

ИНТЕРНЕТ - МАГАЗИН ВАРГАНОВ

ДОСТАВКА ПО ВСЕМУ МИРУ

Что такое варган и зачем он нужен?                  Как выбрать свой первый варган?

Статьи

Подписаться на RSS

Варган и Чай

Что общего между китайским чаем и варганом?

Китайский чай приводит человека в особое состояние. Как-то Б.Виногродский сказал о том, что чайное состояние - это состояние трезвости, человек, который пьет хороший чай, становится внимательным к деталям, ощущениям, красоте внутреннего и внешнего.

Варган действует похожим образом. Играя на варгане, мы следуем за его звучанием, оно проводит нас сквозь мысли, уводит от напряжения и приводит в состояние гармонии с собой, своим телом и окружающим пространством.

Коллектив нашего магазина настоятельно рекомендует вам пить чай и играть на варгане - это настоящее блаженство для тела и духа. Приятного вам дня!


Варган на природе

 Ни для кого не секрет что варган, природа и человек это рецепт прекрасного отдыха для тела, души и разума.

Варганы ведут своих хозяев в лесные чащи, на вершины гор, берега озёр, в глубокие пещеры и на песчаные пляжи дальних стран.

Вот он, солнечный день. В прекрасном весеннем лесу, со всех сторон звучит симфония жизни, поют птицы, шелестит листва, где-то вдалеке гудит "лесной холодильник". Закрывая глаза, вы берёте ваш любимый варган, садитесь под дерево, оперевшись на плотный, но мягкий ствол старого дерева, который плавно качает на ветру его шелестящая крона, и делаете протяжный "бяяяяууу", вдыхая чистый весенний воздух. "Бяяууу бяяууу" - и вот, вы погружаетесь в особое состояние единения с природой, вливаетесь в симфонию жизни и ваша душа наполняется благостью...

 Магазин Варган.Екб желает всем насыщенной весны и волшебного лета, берите свои варганы и идите в лес!

фото Дмитрий Богословский 


КАК ВЫБРАТЬ СВОЙ ПЕРВЫЙ ВАРГАН?

Как выбрать свой первый варган?


Впервые встретившись со всем разнообразием мира варганов, каждый из нас задаётся вопросами: «Какой варган лучше выбрать?» или «На каком проще и удобнее учиться играть?». В этой статье мы ответим на эти вопросы.


– Каждый варган, резонируя с вашим телом, выдаёт уникальное звучание, и очень важно, чтобы это звучание было приятным и гармоничным для Вас.


– В нашем магазине в Екатеринбурге – мы научим Вас играть на варгане, издавать свой первый «бяу», и поможем найти варган, который идеально подойдёт именно Вам.



– Удобнее всего учиться на качественных варганах с хорошим потенциалом, такие варганы детально озвучивают приёмы, которые вы используете во время игры. Это позволит вам точно знать как тот или иной приём влияет на звучание и доставит вам больше приятных ощущений и восторга в процессе обучения


  


– Если вы выбираете варган на нашем сайте,  то можете обратиться к онлайн-консультанту, это опытный специалист по индивидуальному подбору варганов, он задаст Вам несколько вопросов и предложит модели относительно вашего уровня игры, пожеланий по звучанию и подробно расскажет о любом заинтересовавшем вас варгане.



– Поскольку, относительно своего потенциала, варганы имеют достаточно большой разброс в ценах, мы рекомендуем в качестве первого инструмента следующие модели:


ЭКСТРА-БЮДЖЕТНЫЕ ОТ 450Р

Комус "Алтайский" (П.Поткин / Республика Алтай) 

Потенциал: Базовый 

Удобство: Нормально

Варган "Стандарт" средний (Дёмин / Ставропольский край)

Потенциал: Средний

Удобство: Нормально

Варган "Протон" малый (Дёмин / Владимирская область)

Потенциал: Базовый

Удобство: Нормально 


       

 

БЮДЖЕТНЫЕ ОТ 1500Р

Варган "Парус" (Глазырин / Челябинская область)

Потеницал: Большой 

Удобство: Хорошо

Варган "Пилот" (Глазырин / Челябинская область)

Потенциал: Большой 

Удобство: Отлично

Варган "Волна" (Глазырин / Челябинская область)

Потенциал: Большой 

Удобство: Хорошо


      


СРЕДНЯЯ ЦЕНА ОТ 2000Р

Варган "Пастух" (Глазырин / Челябинская область)

Потенциал: Большой 

Удобство: Отлично

Варган "Радуга" (Глазырин / Челябинская область)

Потенциал: Большой 

Удобство: Супер

Варган "Ворон" Средний (Березенко / Киев)

Потенциал: Большой

Удобство: Хорошо


      


ЛУЧШЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОТ 3800Р

Варган "Альфа" (Глазырин / Челябинская область)

Потенциал: Супер

Удобство: Отлично

Варган "Уран" (Глазырин / Челябинская область)

Потенциал: Большой 

Удобство: Супер

Варган "Фантом" (Глазырин / Челябинская область)

Потенциал: Супер x2 

Удобство: Cупер x2


   



ЧТО ТАКОЕ ВАРГАН И ЗАЧЕМ ОН НУЖЕН?

Что  такое  варган  и  зачем  он  нужен


Варган это простой в освоении музыкальный инструмент, который прижимается к зубам, ротовая полость при этом становится резонатором. Звучание управляется артикуляцией рта, языком, диафрагмой, гортанными, горловыми и другими способами. Всё это делает варган очень увлекательным инструментом   для познания собственного тела при помощи звуковых волн и вибраций.


Как играть на варгане?

Самое важное для начала обучения это правильно взять варган в руки и правильно поставить его на зубы. Предлагаем посмотреть наше короткое видео о том как это сделать:


                             

Дальнейшее обучение игре на варгане происходит интуитивно, эспериментируя с разными положениями языка, гортани или различными дыхательными приёмами вы будете исследовать собственное тело, наслаждаясь вибрациями, звучанием варгана и исследовать потенциал вашего инструмента.

 

Потенциал Варгана

Потенциалом варгана зовётся совокупность характеристик определённым образом влияющих на звучание варгана. Это такие характеристики как: ширина диапазона обертонов (гармоничных тонов сопровождающих основной тон инструмента), протяжность звучания, громкость, сила вибраций ощущаемых во время игры, удобство для удержания и постановки на зубы. Проще говоря – чем больше потенциала у варгана – тем ярче и насыщеннее его звучание, тем удобнее управлять этим звучанием и тем больше приятных и непередоваемых ощущений вы будете получать от игры.


Эти и многие другие характеристики напрямую влияют на цену и ценность отдельного инструмента.


ЗАЧЕМ МНЕ ВАРГАН?

Варган, комус, хомус, кубыз... Этот древний, простой и загадочный инструмент с сотнями названий. Что же их всех объединяет? 

Да, это музыкальный инструмент, простейший в освоении и компактный, но что в нём такого особенного?
Варганы в разных культурах привязывались к разным слоям общества, к разным полам, даже использовались в магических ритуалах и просто как средство от скуки.

Я расскажу вам о своём личном отношении к этому инструменту, без каких либо исторических фактов или сложных музыкальных характеристик.

Варган, в первую очередь, это очень личный предмет. Когда я прижимаю варган к зубам, он становится частью меня, дополнительным органом, который налаживает связь между моим телом, моим разумом, моим духом, через вибрации и звуковые волны. Вибрации от инструмента идут в моё тело через зубы, пробирают меня до костей, в какой-то момент приходит понимание того, что их можно направлять в разные части тела: в голову, в солнечное сплетение и даже на кончики пальцев ног. Мелодия, которую я играю, полностью захватывает меня и ведёт за собой. Чаще всего это монотонный, ломанный ритм с плавно перетекающим звуком от низкого к высокому, из глубины живота или с самого кончика языка. Сливаясь с варганом, мы узнаём как звучит наше тело, чувствуем его в тех точках и местах на которые почти никогда не обращали внимания, и следуя за мелодией, находим всё больше этих точек, этих тонких мышц, этих обширных и крошечных полостей, которые делают звук исходящий из нашего тела во время игры - абсолютно неповторимым, уникальным, космическим.

Во вторую очередь, варган - это Предмет Силы, сосуд, который как всё живое накапливает информацию, информацию о своём обладателе, его ощущения, состояния, эмоции, его дух. У многих народов считается чрезвычайно сильным магическим предметом, в зависимости от того, кто его хозяин и для каких целей он его использует. Варган как аккумулятор накапливает все эти энергии в себе, которые позже может передать своему владельцу во время ритуальной игры или наоборот забрать негативную энергию, эмоции, очистить разум от лишних мыслей. Это ещё одна причина по которой варган считается очень личным предметом, который не рекомендуется давать другим людям.

Так зачем мне варган? Не могу ответить однозначно на этот вопрос. Это как ключи от дома которые всегда с собой. Варган это ещё один ключ, который открывает мне моё внутреннее пространство. Я каждый день учу людей играть на варгане, подбираю инструменты индивидуально в нашем магазине и через интернет, и для меня величайшее удовольствие наблюдать как человек встречается со своим инструментом, как подбирает к себе этот ключ. Многие из этих людей возвращаются, чтобы подобрать себе новый варган, и меня поражает то, как они меняются с того момента, как у них появился свой собственный варган, что-то меняется в их взгляде, в их речи, в их энергетике.

Я благодарю варган за то, что он подарил мне не только множество приятных состояний во время игры, но и за то, что он стал мостиком между мной и теми людьми, с которыми я познакомился в магазине варганов. Каждый раз, когда вы видите или слышите фразу "Хотите варган?" - расслабьтесь, сейчас будет хорошо =)

(с) Иван Гнездо. Варган.Екб

«ЛУЧШЕ ДВИГАЙ ЯЗЫКОМ ИЛИ НАЧИНАЙ ДЫШАТЬ, А ГУБАМИ НЕ ШЕВЕЛИ» Интервью с Николаем Юрченко.


«ЛУЧШЕ ДВИГАЙ ЯЗЫКОМ ИЛИ НАЧИНАЙ ДЫШАТЬ, А ГУБАМИ НЕ ШЕВЕЛИ»


«Лучше двигай языком или начинай дышать, а губами не шевели»

Самый древним музыкальным инструментом в мире считается варган. Аналогами современных варганов раньше служили щепки, кости или тетива лука. На данный момент в мире существует огромное множество различных моделей и видов варганов и хомусов, как их еще называют. Редактор музыкального паблика «Прогресс-Звук» Арсений Негодяевпоговорил с владельцем магазина «Варган Екб» Николаем Юрченко о тонкостях звукоизвлечения, якутских варганных ноу-хау и немного о новом альбоме Moby.


Николай, давай сделаем вид, что я про варганы ничего не знаю. Для простого читателя, расскажи, что такое варган?


Это музыкальный инструмент, который удивительным образом формирует звук внутри тебя. Обычно ты слышишь звуки инструмента снаружи, а с варганом во рту сам становишься резонатором и усиливаешь свой привычный голос. И в голове у тебя все меняется. Если совсем от чистого сердца говорить, то варган – это как натянутая тетива лука, своеобразный «ротовой лук».


Это современный инструмент?


Чисто с практической точки зрения – да. Есть довольно большая группа людей, которым я продаю варганы, кто-то играет на них в группе, кто-то проводит мастер-классы, кто-то в горы ходит с ними. Варган – это ценность, и множество людей объединяются этой ценностью. Продав уже тысячи инструментов, я видел тысячи первых разов – когда человек первый раз извлекает звук, и эти удивленные глаза. И все уже, пути назад нет, ты уже не можешь остановиться. А варганы ведь еще все разные – и тактильно, и музыкально.

Посоветуй, что нужно сделать, чтобы научиться играть на варгане?

Просто начать это делать. Я говорю обычно, для начала лучше двигай языком или начинай дышать. А губами не шевели, привыкни сначала, а потом произойдет стыковочка с губами. Очень важен хват варгана, то как ты его держишь. У меня есть универсальный хват, которому я учу всех людей, покупающих у меня варганы. Когда освоишь инструмент, можно уже брать его как хочешь, но для начала навык правильного хвата очень полезен. Нужно прислонять варган к зубам, не закусывая его, закусывание вредно для эмали зубов. И главное, не перенапрягать себя.

Полезно ли смотреть видеоуроки по варгану?


Видеоуроки тебя не испортят, но важен практический опыт освоения инструмента. Я вот сам не смотрел, когда учился... Читать продолжение... 


ЛЕГЕНДЫ О ВАРГАНАХ

МЕДВЕДЬ ИГРАЮЩИЙ НА ПНЕ


Так легенда гласит, что однажды в тайгу убежал юноша Чулдун.


«Вдруг поднялся сильный ветер. Гулко зашумели вековые лиственницы. Тут Чулдун уловил в этом шуме и свисте совсем другие звуки. Взволновали они его. Позвали к себе словно из другого мира. Он поднялся и пошел навстречу ветру, к этим загадочным звукам. К удивлению своему, он увидел огромного медведя, который сидел у пня, оставшегося от сломанной лиственницы. Из верхушки пня тонкими пластинами торчала щепа, похожая на перья птицы. Медведь лапами тянул на себя эти пластины и отпускал. Те издавали дребезжащие, а порой и мелодичные звуки.
Чулдун стоял не дыша. Наигравшись вдоволь, медведь ушел в тайгу. Юноша осторожно подошел к пеньку. Долго не решался потянуть на себя упругую щепу. Ветер трепал его волосы – силился отогнать его от этого места. Он потянул одну щепу и отпустил. Странный звук полетел по ветру в сторону чащи. Чулдун стал поочередно тянуть кончики щеп и отпускать. Звуки сливались, уносились по ветру, а вслед за ними рождались новые и новые. Юноша отломал две тонких пластины, плотно соединил их и, приложив к губам, подул. Тонкий осколок щепы, который оказался между пластинами, тонко задребезжал. Чулдун подул тише. Звук получился похожим на посвист ветра в расщелине скалы. Он отрезал две пластины от пня. Третью обстрогал так тонко, что сквозь нее можно было увидеть солнце. Юноша вложил тонкую пластину между двумя более толстыми и на одном конце связал их своим волосом. Чулдун приложил к губам сделанный им инструмент и начал дуть в прорезь, где заколебалась выстроганная тонкая пластина, издавая изумительные звуки».


АМУРСКИЙ МИФ


О древности пластинчатого хомуса говорит один из амурских мифов, повествующий о времени «когда нивхи еще каменные наконечники к стрелам делали».

Тогда жил храбрый Азмун, который, увидев нужду своего народа, отправился за рыбой к духу моря Тайрнадзу. Он приплыл к жилищу Тайрнадза на спине косатки, а когда увидел, что тот спит, стал играть на кунгахкеи (нивхский вариант костяного пластинчатого хомуса). Хозяин морских глубин проснулся и, выслушав Азмуна, послал на Амур рыбу. В благодарность Азмун подарил Тайрнадзу кунгахкеи и показал, как на ней играть. «Обрадовался Тайрнадзу, в рот пластинку взял, зубами зажал, за язычок стал дергать... Загудела, зажужжала кунгахкеи то будто ветер морской, то словно прибой, то как шум деревьев, то будто птичка на заре, то как суслик свистит. Играет Тайрнадз, совсем развеселился. По дому пошел, приплясывать стал. Зашатался дом, за окном волны взбесились, водоросли морские рвутся — буря в море поднялась».


С тех пор нивхи говорят о волнении моря: «Это Морской Старик, чтобы не заснуть, на кунгахкеи играет, в подводном доме своем пляшет».


КАЙГУСЬ ОХОТНИК

Кетская сказка


Кайгусь в верховьях реки жил, с семью семьями жил он в семи чумах.

Он с женой у опушки леса на берегу жил. У него был черемуховый посох. У опушки леса он с женой чум поставил, там у берега он и жил. Он, по правде сказать, все лежал и спал. Колотушкой его будили. Когда им надо было его разбудить, кто-нибудь колотушкой его по уху ударит, и он просыпается, спрашивает:

— Что вам надо?

А они отвечают:

— Еда кончилась, мы есть хотим!

Он поднимется, спустится с опушки леса к воде и начинает играть на пымеле2. Как только он заиграет на пымеле, рыба начинает подходить к берегу. И щуки, и язи, и окуни, и нельмы, и чиры к берегу идут. Кайгусь как заиграет на пымеле, нельмы, муксуны к нему идут, к берегу подходят, слушают, а он их быстро начинает бить черемуховой палкой.

Потом он несет их семи семьям, поодаль от берега живущим людям из семи чумов, для которых он рыбачил. Потом он возвращается на опушку леса и опять спать ложится. Они эту рыбу съедят, а когда голодными станут, есть захотят, говорят:

— Сходите вниз к нашим людям, к кайгусю, разбудите его! Мы есть хотим, у нас еда кончилась. Кайгуся разбудите, колотушкой его по голове ударьте!

А он крепко спит. Они его по голове этой колотушкой ударят, и он просыпается.

— Что, — говорит, — опять еда кончилась?

Они говорят:

— Мы проголодались.

Он свой черемуховый посох берет и к краю леса идет. Как станет на пымеле играть, так гуси прилетают. Он их черемуховым посохом бьет. Вот как на пымеле кайгусь заиграет, вот как заиграет — лебеди садятся, а он их черемуховым посохом убивает3. Снова как заиграет, подражая птичьим голосам, — утки садятся. Он их тоже бьет.

Вот заиграет — гуси садятся, он их убивает, лебеди садятся — он их убивает, утки садятся — он их убивает. Потом он их подбирает, связки делает, наверх относит людям семи чумов, каждому чуму по одной связке. Потом он вниз спускается на опушку леса и ложится спать.

Некоторое время он опять спит. Пока он спит, они этих птиц съедят. Кончится их еда, они опять вниз идут, опять колотушкой его по голове бьют.

— Кайгусь, проснись, — они ему говорят, — у нас еда кончилась, мы голодные!

Они колотушкой его по голове ударяют. Они колотушку берут и по уху его ударяют. Он просыпается.

— Чего еще вам надо? — спрашивает.

А они говорят:

— Пища кончилась, мы есть хотим!

Он черемуховый посох берет, к краю леса спускается, начинает на пымеле играть. Быстро так играет! Приходят разные звери и его слушают. А он их бьет, связки делает, потом их вверх относит к чумам, каждому чуму долю дает. Сам он потом вниз спускается, у опушки леса спать опять ложится, засыпает; спит дальше.

Снизу юраки пришли4, воевать начали, стали людей убивать. А он спит. Люди, было, пытались сражаться с юраками, но те бульшую часть людей убили. Оставшиеся говорят:

— Вниз сходите, кайгуся разбудите!

Как они его колотушкой ни били — он крепко спит. Они опять пошли воевать.

— Как быть с кайгусем? Сколько они наших людей уже перебили, а он не просыпается!

Его жена заплакала, плачет и говорит:

— Кайгусь, вставай, с низовья юраки…

Она плакала, слеза упала ему в ухо. Он и проснулся.

— О чем плачешь? — он ее спрашивает. — Не плачь! Почему, — говорит, — ты плачешь?

Она молвила:

— Юраки с низовья — «люди с лиственничными чумами» их называют — наших людей убивают.

Он встал, черемуховый посох взял, туда ушел, черемуховым посохом бить их стал, воевать начал. Он бил их так, что юраки с низовья, с лиственничными чумами, как пэчки на лугу валятся, как трава на лугу валятся, как крапива на лугу валятся, как осока5 на бок они валятся.

Потом он посмотрел вокруг и в себя пришел. Оказывается, он гнилые пеньки разбивал — на бок они упали, а крепкие пни остались, крепкие пни стоять.
Тогда его люди на край леса спустились, все деревья на лиственничном мысу срубили, пять человек вниз сходили, лиственничные угли зажгли, чтобы ковать. Некоторые глину таскали, чтобы плавильную печь сделать. Сделали печь, ковать стали, железо ковать стали, панцири сделали, на долю пятерых человек сделали. Кайгусь для себя самого панцирь сделал, потом для своей жены панцирь сделал. Они надели панцири, его жена надела, он сам надел. Когда эти пять человек надели свои панцири — все как один человек стали.

— Теперь, — сказал он, — мы будем шаманить!

Они шаманили, шаманили. Его жена вдруг говорит:

— Пусть мои руки размахнутся и опустятся! Вы тоже размахните!

Опять шаманили, шаманили — они руки размахнули и в камни превратились7.

_________________________________________
1 - Кайгусем здесь именуется глава стойбища из семи семей (семь чумов), который своей игрой на варгане магически привлекал рыб, птиц, зверей, легко добывал их (с помощью черемухового посоха) и обеспечивал своих людей пищей.
2 - В опубликованном на сайте “Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика” варианте пымель был заменён на “дудку”. Тем не менее, в комментариях к сказке (№95) ясно сказано, что в оригинале упоминался именно пымыль — варган
3 - Для кетской традиции характерен запрет убивать лебедей.
4 - Здесь — с севера.
5 - Букв. «лебединая трава».
6 - Припадок безумия, эксплицирующий богатырский экстаз и предшествующий становлению шамана.
7 - Герой и его люди превращаются в камни; обычно подразумеваются каменистые гряды и кряжи, расположенные за пределами расселения кетов.

РАЗНЫЕ НАЗВАНИЯ ВАРГАНА

1. Абафив - бонтонский (северофилиппинский)
2. Агас кумыс - башкирский деревянный
3. Агач-кубыз - башкирский металлический лукообразный
4. Агач-кумыз - башкирский лукообразный
5. Акиз тамбураси - турецкий
6. Алибав - филиппинский
7. Аль пыныр - селькупский (Тюмень, Томск, Красноярск) "ротовой молоток"
8. Аман тобшуур - монгольский
9. Аман хуур - монгольский
10. Аманхуур - бурятский
11. Ангкуок - камбоджийский
12. Апинг - яванский (океанийский)
13. Арпа дэ бока - испанский "ротовая арфа"
14. Арфа еврейская - англоязычный ломаный
15. Ата - бирманский
16. Аура - многоязычковый, состоит из нескольких варганов, укреплённых на металлическом диске
17. Афив - северофилиппинский
18. Баборе - хаусский (нигерийский)
19. Бамбаро - нигерийский
20. Бандурелес - литовский металлический в форме подковки
21. Бандурелис - литовский металлический в форме подковки
22. Бандурка - литовский
23. Бегнанкр - новогвинейский
24. Белембаупачет - гуамский (океанийский)
25. Беримбау - португальский
26. Бивба - североуэльсский (британский)
27. Бивбо - вендский (южноафриканский) металлический
28. Биггунг - филиппинский
29. Бинайо - непальский
30. Биримбао - испанский
31. Бомбарде - швейцарский
32. Бомбон пумбуне - океанийский
33. Брнкачка - словацкий металлический
34. Брумбизе - словенский
35. Брумладео - вендский (южноафриканский)
36. Брумле - чешский
37. Бруммайзен - австрийский
38. Буглин шаман - монгольский
39. Бунгкау - малазийский металлический
40. Ванни-яйяй - корякский "зубной барабан"
41. Ванни-яяр - чукотский "зубной барабан"
42. Варам-тума - чувашский "комар"
43. Варган - русский
44. Варгас - латышский
45. Вархан - чувашский
46. Васанг - африканский
47. Веримбао - испанский металлический подковообразный
48. Вирган - украинский
49. Вывко - ненецкий "гудок"
50. Выч ранга - нивхский (Хабаровск, Сахалин) металлический
51. Гагана - ассамский (индийский)
52. Гвимбарда - испанский
53. Генггонг - суматранский (индонезийский) архаический
54. Гимбарде - французский металлический
55. Гнагнарарроне - сицилийский (итальянский) металлический
56. Гого - суматранский (океанийский)
57. Гон-кап - тамангский (непальский)
58. Гхоралийау - раджастханский (индийский)
59. Дамбрелис - литовский металлический
60. Дан мои - вьетнамский
61. Джигач-ооз-комуз - киргизский деревянный
62. Джозхап - английский "челюстная арфа"
63. Доромб - венгерский
64. Доромба - украинский металлический
65. Дримба - румынский
66. Дримболь - сербский металлический
67. Дрнкачка - чешский металлический
68. Дромб - румынский
69. Дромба - румынский
70. Дромбоае - румынский
71. Дромбуле - сербский металлический
72. Дромбуля - сербский металлический
73. Дронг - румынский
74. Дронд - румынский
75. Дрондь - румынский
76. Друмбля - словацкий металлический
77. Друмельца - словенский
78. Друмля - польский
79. Друри беве - южнониаский (индонезийский)
80. Дрымба - украинский, белорусский, молдовский
81. Дури - ниаский (индонезийский)
82. Жыгач ооз комуз - киргизский деревянный
83. Загада - хауский (африканский)
84. Замбурак - иранский
85. Занфоргна - швейцарский
86. Иситхокотхоло - зулусский (южноафриканский)
87. Истурмант - валлийский (британский)
88. Йырин - сакаиский (малазийский)
89. Кабас - марийский
90. Канга - нивхский (Хабаровск, Сахалин) с деревянным или металлическим язычком
91. К'апи - тибетский бамбуковый
92. Кезыл пыныр - селькупский (Тюмень, Томск, Красноярск)
93. Кингай - ульчский (Хабаровск) железный
94. Кобза - белорусский металлический
95. Кобыз - туркменский металлический
96. Кобыз-тюнюр - алтайский
97. Ковыж - марийский
98. Кокин - китайский
99. Кома - танзанийский (восточноафриканский)
100. Ком-и - лимбуский (непальский)
101. Комос - алтайский
102. Комуз - киргизский деревянный
102'. Комуз - тюркский
103. Комыж - марийский
104. Комыз - казахский металлический
105. Комыс - чукотский
106. Кон хле - седангский (вьетнамский)
107. Конг кле - вьетнамский
108. Конгипкавун - эвенкийский (Сибирь, Китай) металлический
109. Кондывкон - эвенкийский (Сибирь, Китай) костяной
110. Коннапилль - эстонский металлический "инструмент-лягушка"
111. Копуз - узбекский и таджикский деревянный
112. Кордаун - эвенкийский (Сибирь, Китай)
113. Кубинг - южнофилиппинский бамбуковый
114. Кубыз - башкирский
114'. Кубыз - волжскотатарский и башкирский металлический
115. Кулузун-хомуз - тувинский
116. Кумикайэ - удэгейский (Приморье, Хабаровск) деревянный
117. Кумыз - башкирский и татарский
118. Кунга - орочский (Приморье, Хабаровск) металлический
119. Кунгай - орочский (Приморье, Хабаровск) металлический
120. Кунгкай - удэгейский (Приморье, Хабаровск)
121. Кунка - нанайский (Хабаровск) металлический
122. Кункай - удэгейский (Приморье, Хабаровск) металлический
123. Кункан - орочский (Приморье, Хабаровск) металлический
124. Кункахи - негидальский (Хабаровск)
125. Кункон - эвенкийский (Сибирь, Китай) металлический
126. Кунха - нанайский (Хабаровск) жестяной с острым игловидным язычком
127. Купас - чувашский
128. Кучи-бива - японский
129. Кха-ванг - тхакахиский (непальский) металлический
130. Кха-рнга - тибетский "ротовой барабан"
131. Кэнгипкэвун - эвенкийский (Сибирь, Китай) металлический
132. Локангавава - мадагаскарский
133. Мабу - соломоновоостровной (океанийский)
134. Марранзану - сицилийский (итальянский) металлический
135. Маультроммель - немецкий "ротовой барабан"
136. Мачинга - сунуварский (непальский)
137. Мачунга - раиский (непальский)
138. Моду-гитарра - баскский (Испания, Франция)
139. Мондтром - голландский
140. Морсанг - индийский
141. Морсинг - индийский
142. Морчанг - индийский
143. Мосугитарра - баскский (Испания, Франция) металлический
144. Мосумусика - баскский (Испания, Франция) металлический
145. Муккуна - айнский (сахалинский российский)
146. Муккури - айнский (хоккайдский японский)
147. Муксу-гитарра - баскский (Испания, Франция)
148. Мунгига - швейцарский "ротовая скрипка"
149. Мундгармоника - немецкий 19 в.
150. Мундхарпе - датский металлический
151. Муннихарппу - финский
152. Муннспилль - норвежский
153. Муннхарпа - исландский
154. Муннхарпе - австрийский "ротовая арфа"
155. Мунхарп - норвежский
156. Мунчанг - индийский металлический в форме подковы с длинным язычком
157. Мурсанг - индийский металлический в форме подковы с длинным язычком
158. Мурсинг - тамильский (индийский)
159. Мурчанг - индийский металлический в форме подковы с длинным язычком
160. Муультруммле - швейцарский "челюстной барабан"
161. Мучанг - индийский металлический
162. Мучанга - бенгальский (индийский)
163. Мыны - нанайский (Хабаровск) железный
164. Ни ау кани - гавайский
165. Орган - украинский
166. Панар - эвенкийский (Сибирь, Китай) деревянный
167. Панг теу инг - вьетнамский
168. Панга - ульчский (Хабаровск)
169. Пангар - эвенкийский (Сибирь, Китай) деревянный
170. Пангипкавун - эвенкийский (Сибирь, Китай) металлический
171. Пармупилль - эстонский "шмелиный инструмент"
172. Пиргипкавун - эвенкийский (Сибирь, Китай) деревянный
173. Покакакака - кукаостровной (океанийский)
174. Поль пыныр - селькупский (Тюмень, Томск, Красноярск) с деревянным язычком
175. Пургивкэвун - эвенкийский (Сибирь, Китай) деревянный
176. Пургип-кавун - эвенкийский (Сибирь, Китай) деревянный
177. Пуссипели - финский металлический
178. Пымель - кетский (Красноярск) деревянный
179. Пымл - кетский (Красноярск) деревянный
180. Пымыль - кетский (Красноярск) деревянный
181. Пыныр язычковый - селькупский (Тюмень, Томск, Красноярск) железный, костяной с орнаментом, бамбуковый
182. Пэнгивкэвун - эвенкийский (Сибирь, Китай) металлический
183. Раб нкас - бирманский
184. Рбаор
185. Рбиба - швейцарский
186. Ребаорбе - швейцарский
187. Риндинг - яванский (океанийский)
188. Рория - новозеландский бамбуковый
189. Рурия - маорийский (новозеландский)
190. Са трунфа - сардинский (итальянский)
191. Сага-сага - суматранский (океанийский)
192. Секебеку - южноафриканский
193. Сергёч кубос - чувашский
194. Сетёли - сотхоский (южноафриканский)
195. Скаччапенсьери - итальянский "изгонятель дум"
196. Суна да букка - румынский
197. Суупели - финский "челюстной инструмент"
198. Суупилль - эстонский металлический
199. Суупиль - эстонский металлический "губной инструмент"
200. Сууп-тумран - хантийский и мансийский
201. Суухарппу - финский "челюстная арфа"
202. Суяк-чанг-кобуз - узбекский и таджикский костяной
203. Тааветин харппу - финский "арфа Давида"
204. Темир ооз комуз - киргизский дугообразный железный, медный, бронзовый или латунный со стальным язычком
205. Темир-комуз - киргизский металлический
206. Темир-комыз - казахский металлический
207. Темир-комыс - тувинский металлический
207'. Темир-комыс - хакасский металлический
207''. Темир-комыс - горно-алтайский металлический
208. Темир-кубыз - башкирский и татарский металлический
209. Темир-хомуз - тувинский
210. Темир-чанг - узбекский металлический кованый
211. Темир-чанг-кобуз - узбекский металлический
212. Темюр хуур - западномонгольский металлический
213. Тендор - мадхья-прадешский (индийский)
214. Террилбаканун - эвенкийский (Сибирь, Китай) деревянный
215. Тивтив - китайский
216. Тимер кумыз - башкирский металлический
216'. Тимер-кумыз - башкирский и татарский
217. Тимпан - румынский
218. Титапу - кукаостровной (океанийский)
219. Тои - лаосский
220. Томра - хантийский
221. Тонг - вьетнамский
222. Тоунг - вьетнамский
223. Трёмми - швейцарский
224. Тремоло - швейцарский
225. Тримми - швейцарский
226. Тримпи - швейцарский
227. Тромп - шотландский металлический
228. Тромпа - баскский (Испания, Франция)
229. Трумбла - румынский
230. Трумп - баскский (Испания, Франция) металлический
231. Трумпад - ирландский металлический
232. Тумра - мансийский костяной
232'. Тумра - хантийский деревянный или костяной
233. Тумран - мансийский
233'. Тумран - хантийский костяной
234. Тхен - вьетнамский
235. Тюмюр хуур - монгольский металлический
236. Улибав - филиппинский
237. Улибао - калингаский (филиппинский)
238. Умша-ковыж - марийский
239. Утете - самоанский (океанийский)
240. Хамыс - якутский
241. Хозон - нивхский (Хабаровск, Сахалин) деревянный или железный
242. Хомус - якутский металлический с одним-тремя язычками
243. Хомыс - якутский
244. Хоэн-тунг - таиландский
245. Хуанг - китайский
246. Хулсан хуур - западномонгольский костяной, роговой, бамбуковый или деревянный
247. Хулузун-комыс - тувинский бамбуковый
248. Хулузун-хомус - тувинский
249. Хур - бурятский
250. Хуулипели - финский "губной инструмент"
251. Хуулихарппу - финский "губная арфа"
252. Хуур - бурятский, монгольский
253. Цинфоргна - швейцарский
254. Чайдоромб - венгерский металлический
255. Чанг - пакистанский металлический
256. Чанги занона - таджикский
257. Чанг-кавуз - узбекский металлический
258. Чанг-кобуз - таджикский металлический
259. Чанг-комуз - узбекский-афганский
260. Чангу - сунуварский (непальский)
261. Чинфорна - румынский металлический
262. Шанфорна - румынский металлический
263. Шейвеле - литовский металлический
264. Шынкобуз - каракалпакский (Узбекистан, Афганистан)металлический, популярный среди женщин
265. Ыяш-хомус - тувинский деревянный
266. Эго - индонезийский (океанийский)
267. Юнгготан - малайзийский
268. Юринг - индонезийский
269. Юринг ранггуин - темиарский (западномалайзийский)
270. Юута лайсен харппу - финский
271. Юуталайсхарппу - финский металлический "еврейская железная арфа"
272. Яш-хомуз - тувинский