Статьи

#варганлетопись Страж гигант и Альфа

  Однажды в безымянном времени и месте жили два враждующих брата колдуна. Один был белым магом, другой темным шаманом, один родился в соломинке пшеницы в ясный солнечный день, другой в раковине сталактита в мрачной сырой пещере. Их мать Геката дала началу добра и зла в этом мире, привнеся в него двух своих сыновей. С детства каждый проповедовал миру свою идеологию. Маг рассказывал людям о жизненной силе первого лучика солнца и красоте бегущих в небеса антилоп, шаман же ведал о разрушительной стихии бушующего моря и о великой мудрости ворон.

  Не было у братьев точек соприкосновения, всегда они боролись за свою правду и не хотели признавать правду другого, пока однажды их матери не надоела вечная вражда и она послала на землю прекрасный Тюльпан, выросший на границе территории двух братьев. Как только оба увидели величие и красоту этого цветка сразу захотели его себе. Маг хотел украсить им свой посох, а шаман желал размельчить цветок на зелье бессмертия. Братья не видели другого исхода, как решить их вечную войну битвой.    Час настал. Маг запрыгивает на свою верную Антилопу, шаман превращает ворона в вороного черного, как ночь коня. Земля содрагается. Ветер танцует в ураганах. Вода выходит из берегов. Огонь пылает в сердцах братьев, заставляя творить еще более разрушительные заклинания по отношению друг к другу. Братья со всей скоростью смерти летят на своих спутниках друг на друга. Столкновение. Свечение. Смерть. Рождение. Мир остановился. Дым рассеялся и на месте столкновения братьев появились два Варгана. Светлый, как рог Антилопы и темный, как крыло ворона.

  Люди нашли их и приняли за два тюльпана, из-за их острых ушек наверху инструмента. Так два брата начали свои новые жизни в новых оболочках. Они уже рассказывали новые истории варганистам , творили другую магию, но никогда не забывали о друг друге. Огонь ненависти стих, уступив место спокойному рассудительному металлу, вот только теперь их путям не суждено встретиться снова и они обречены на вечный поиск друг друга в огромном мире.

  До сих пор при игре на этих Варганах Светлый рассказывает играющему о невиданных чистых просторах лугов, гор, солнца, а Темный ведает о подводных монстрах, наскальных рисунках пещерных людей и прекрасном звуке грома, доносящийся с тех мест, где когда-то произошла великая битва за тюльпан.

Страж - https://vargan-ekb.ru/products/straj-gigant
Альфа - https://vargan-ekb.ru/products/vargan-alpha

Мой Дан Мои

Очень мягкий инструмент. С глубоким разнообразным звучанием и свободой общения с ним. Дан мои слегка прикладывают к губам, оставляя между ними как минимум зазор. При этом можно свободно артикулировать, и даже проговаривать, менять дыхание, двигать варган вдоль губ, отдалять получая эффект эха, перемещая кончик языка во рту во время игры - тремоло. Чувствительность Дан мои позволяет добиться вибрации язычка вовсе без ударов. Регулируя силу и частоту вдохов и выдохов можно менять громкость и тембр звучания.

И всё это как-то между делом, непринужденно, легко.


Без лишних усилий, легко и полётно женщина племени H’mong наигрывает на тростниковом Дан Мои, вторя флейте любимого. А вокруг разноцветная толпа, ржание лошадей, смех людей. Расшитые цветами красные наряды женщин Dao, шелковые тюрбаны Thai и Kho-Mu сияющие как яркое синее небо, серебро украшений, суета рынка, влажная жара. Звуки бронзовых барабанов, дантина, кхена, данда. Музыка горных народов Северного Вьетнама.


Более 50 типов варганов Дан Мои изготовленных из стали, латуни, бамбука и других материалов используются различными этносами северного Вьетнама, к примеру, Mong, Dao, Thai, Khmu, J’rai, Bana, Sedang и H’Re.

Только в начале этого века Дан Мои привлёк внимание специалистов. Впервые отличительные особенности Дан Мои обсуждались вьетнамскими и французскими музыкальными исследователями на семинаре в Ханое. Значительный вклад в исследование и популяризацию Дан Мои внёс Тран Куанг Хэй (Tran Quang Hai) – эксперт-фонолог в области традиционной музыки из Национального Центра Научных Исследований (CNRS) во Франции, обучивший больше чем 7 000 студентов технике duet singing, difonico (голосовая техника, охарактеризованная одновременным производством двух звуков), в 60 странах мира.

Он также обучал Нгуиена Дука Минха (Nguyen Duc Minh), студента из Ханойской Консерватории, который сейчас представляет традиционный вьетнамский варган на Мировом Конгрессе Варганной музыки (World Jew’s Harp Congress). Впервые вьетнамский артист его посетил в 2006-м году.


И для нас, простых ценителей игры на варгане есть возможность выбрать Дан Мои себе по душе. Потому что разновидностей Дан Мои действительно великое множество. Дуговые дан мои довольно редки, и выпускаются в основном для коллекционеров: деку изготавливают из оргстекла, либо придают медному корпусу варгана витую оригинальную форму.


В основном же музыкальный рынок предлагает нам пластинчатые Дан Мои, в которых язычок вырезается внутри пластины, как бы окружается рамкой. Музыкант держит рамку со стороны кончика язычка и дергает не сам язычок, а рамку. Основным спросом пользуются пластинчатые варганы трех типов: стандартный, басовый и с раздвоенным язычком. Но также часто встречаются Дан мои "Мини", с тройным язычком, с деревянной ручкой, бамбуковый, "Рыба" и Messing Geng Gong и другие. Есть из чего выбрать, есть во что влюбиться)

Музыка успокаивающая детей. Игра на варгане

✨ Ещё в древней Руси, женщины использовали волшебные звуки варгана для успокаивания детей, музыка этого простого и необычного инструмента очаровывает и убаюкивает малышей. Многие варганисты давно знают об этой особенности, можете оценить и вы. Если ваш малыш чем-то обеспокоен и не может перестать плакать, просто включите ему это видео и магические звуки варгана быстро захватят его внимание, он будет тихонько заворожено слушать и улыбаться. 

Варган и Чай

Что общего между китайским чаем и варганом?

Китайский чай приводит человека в особое состояние. Как-то Б.Виногродский сказал о том, что чайное состояние - это состояние трезвости, человек, который пьет хороший чай, становится внимательным к деталям, ощущениям, красоте внутреннего и внешнего.

Варган действует похожим образом. Играя на варгане, мы следуем за его звучанием, оно проводит нас сквозь мысли, уводит от напряжения и приводит в состояние гармонии с собой, своим телом и окружающим пространством.

Коллектив нашего магазина настоятельно рекомендует вам пить чай и играть на варгане - это настоящее блаженство для тела и духа. Приятного вам дня!


Варган на природе

Ни для кого не секрет что варган, природа и человек это рецепт прекрасного отдыха для тела, души и разума.

Варганы ведут своих хозяев в лесные чащи, на вершины гор, берега озёр, в глубокие пещеры и на песчаные пляжи дальних стран.

Вот он, солнечный день. В прекрасном весеннем лесу, со всех сторон звучит симфония жизни, поют птицы, шелестит листва, где-то вдалеке гудит "лесной холодильник". Закрывая глаза, вы берёте ваш любимый варган, садитесь под дерево, оперевшись на плотный, но мягкий ствол старого дерева, который плавно качает на ветру его шелестящая крона, и делаете протяжный "бяяяяууу", вдыхая чистый весенний воздух. "Бяяууу бяяууу" - и вот, вы погружаетесь в особое состояние единения с природой, вливаетесь в симфонию жизни и ваша душа наполняется благостью...

Магазин Варган.Екб желает всем насыщенной весны и волшебного лета, берите свои варганы и идите в лес!

фото Дмитрий Богословский 


КАК ВЫБРАТЬ СВОЙ ПЕРВЫЙ ВАРГАН?


В начале, встретившись со всем разнообразием мира этих удивительных инструментов, каждый из нас задаётся вопросами: «Какой лучше выбрать?» или «На каком проще и удобнее учиться играть?». В этой статье мы ответим на них.


– Каждый варган, резонируя с вашим телом, выдаёт уникальное звучание. Очень важно, чтобы это звучание было приятным и гармоничным для Вас.


– В нашем магазине в Екатеринбурге – мы научим Вас играть, издавать свой первый «бяу», и поможем найти варган, который идеально подойдёт именно Вам.



– Удобнее всего учиться на качественных варганах с хорошим потенциалом, они детально озвучивают приёмы, которые Вы используете во время игры. Это позволит Вам точно знать, как тот или иной приём влияет на звучание и доставит больше приятных ощущений и восторга в процессе обучения.


  


– Если Вы выбираете на нашем сайте,  то можете обратиться к онлайн-консультанту, это опытный специалист по индивидуальному подбору. Он задаст несколько вопросов и предложит модели относительно Вашего уровня игры, пожеланий по звучанию и подробно расскажет о любой заинтересовавшей Вас модели.



– Поскольку, относительно своего потенциала, варганы имеют достаточно большой разброс в ценах, мы рекомендуем в качестве первого инструмента следующие модели:


ЭКСТРА-БЮДЖЕТНЫЕ ОТ 500Р

"Алтайский"

Потенциал: Базовый 

Удобство: Нормально

"Стандарт" средний 

Потенциал: Средний

Удобство: Нормально

"Протон" малый 

Потенциал: Базовый

Удобство: Нормально 


   

 

БЮДЖЕТНЫЕ ОТ 1500Р

"Парус"

Потеницал: Большой 

Удобство: Хорошо

"Пилот"

Потенциал: Большой 

Удобство: Отлично

"Волна"

Потенциал: Большой 

Удобство: Хорошо


  


СРЕДНЯЯ ЦЕНА ОТ 2000Р

"Пастух"

Потенциал: Большой 

Удобство: Отлично

"Радуга"

Потенциал: Большой 

Удобство: Супер

"Звук Земли"

Потенциал: Средний 
Удобство: Нормально


   


ЛУЧШЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОТ 3800Р

"Альфа"

Потенциал: Супер

Удобство: Отлично

"Уран"

Потенциал: Большой 

Удобство: Супер

"Фантом"

Потенциал: Супер x2 

Удобство: Cупер x2


 



ЧТО ТАКОЕ ВАРГАН И ЗАЧЕМ ОН НУЖЕН?

 


Варган - это простой в освоении музыкальный инструмент, который прижимается к зубам, ротовая полость при этом становится резонатором. Звучание управляется артикуляцией рта, языком, диафрагмой, гортанными, горловыми и другими способами. Всё это делает варган очень увлекательным инструментом  для познания собственного тела при помощи звуковых волн и вибраций.


Как играть на варгане?

Самое важное для начала обучения это правильно взять варган в руки и правильно поставить его на зубы. Предлагаем посмотреть наше короткое видео о том как это сделать:


                             

Дальнейшее обучение игре происходит интуитивно, эспериментируя с разными положениями языка, гортани или различными дыхательными приёмами вы будете исследовать собственное тело, наслаждаясь вибрациями, звучанием варгана и исследовать потенциал вашего инструмента.

 

Потенциал

Потенциалом варгана зовётся совокупность характеристик определённым образом влияющих на звучание. Это такие характеристики как: ширина диапазона обертонов (гармоничных тонов сопровождающих основной тон инструмента), протяжность звучания, громкость, сила вибраций ощущаемых во время игры, удобство для удержания и постановки на зубы. Проще говоря – чем больше потенциала у варгана – тем ярче и насыщеннее его звучание, тем удобнее управлять этим звучанием и тем больше приятных и непередоваемых ощущений вы будете получать от игры.


Эти и многие другие характеристики напрямую влияют на цену и ценность отдельного инструмента.


«ЛУЧШЕ ДВИГАЙ ЯЗЫКОМ ИЛИ НАЧИНАЙ ДЫШАТЬ, А ГУБАМИ НЕ ШЕВЕЛИ» Интервью с Николаем Юрченко.


«ЛУЧШЕ ДВИГАЙ ЯЗЫКОМ ИЛИ НАЧИНАЙ ДЫШАТЬ, А ГУБАМИ НЕ ШЕВЕЛИ»


«Лучше двигай языком или начинай дышать, а губами не шевели»

Самый древним музыкальным инструментом в мире считается варган. Аналогами современных варганов раньше служили щепки, кости или тетива лука. На данный момент в мире существует огромное множество различных моделей и видов варганов и хомусов, как их еще называют. Редактор музыкального паблика «Прогресс-Звук» Арсений Негодяев поговорил с владельцем магазина «Варган Екб» Николаем Юрченко о тонкостях звукоизвлечения, якутских варганных ноу-хау и немного о новом альбоме Moby.


Николай, давай сделаем вид, что я про варганы ничего не знаю. Для простого читателя, расскажи, что такое варган?


Это музыкальный инструмент, который удивительным образом формирует звук внутри тебя. Обычно ты слышишь звуки инструмента снаружи, а с варганом во рту сам становишься резонатором и усиливаешь свой привычный голос. И в голове у тебя все меняется. Если совсем от чистого сердца говорить, то варган – это как натянутая тетива лука, своеобразный «ротовой лук».


Это современный инструмент?


Чисто с практической точки зрения – да. Есть довольно большая группа людей, которым я продаю варганы, кто-то играет на них в группе, кто-то проводит мастер-классы, кто-то в горы ходит с ними. Варган – это ценность, и множество людей объединяются этой ценностью. Продав уже тысячи инструментов, я видел тысячи первых разов – когда человек первый раз извлекает звук, и эти удивленные глаза. И все уже, пути назад нет, ты уже не можешь остановиться. А варганы ведь еще все разные – и тактильно, и музыкально.

Посоветуй, что нужно сделать, чтобы научиться играть на варгане?

Просто начать это делать. Я говорю обычно, для начала лучше двигай языком или начинай дышать. А губами не шевели, привыкни сначала, а потом произойдет стыковочка с губами. Очень важен хват варгана, то как ты его держишь. У меня есть универсальный хват, которому я учу всех людей, покупающих у меня варганы. Когда освоишь инструмент, можно уже брать его как хочешь, но для начала навык правильного хвата очень полезен. Нужно прислонять варган к зубам, не закусывая его, закусывание вредно для эмали зубов. И главное, не перенапрягать себя.

Полезно ли смотреть видеоуроки по варгану?


Видеоуроки тебя не испортят, но важен практический опыт освоения инструмента. Я вот сам не смотрел, когда учился... Читать продолжение... 


ЛЕГЕНДЫ О ВАРГАНАХ

МЕДВЕДЬ ИГРАЮЩИЙ НА ПНЕ


Так легенда гласит, что однажды в тайгу убежал юноша Чулдун.


«Вдруг поднялся сильный ветер. Гулко зашумели вековые лиственницы. Тут Чулдун уловил в этом шуме и свисте совсем другие звуки. Взволновали они его. Позвали к себе словно из другого мира. Он поднялся и пошел навстречу ветру, к этим загадочным звукам. К удивлению своему, он увидел огромного медведя, который сидел у пня, оставшегося от сломанной лиственницы. Из верхушки пня тонкими пластинами торчала щепа, похожая на перья птицы. Медведь лапами тянул на себя эти пластины и отпускал. Те издавали дребезжащие, а порой и мелодичные звуки.
Чулдун стоял не дыша. Наигравшись вдоволь, медведь ушел в тайгу. Юноша осторожно подошел к пеньку. Долго не решался потянуть на себя упругую щепу. Ветер трепал его волосы – силился отогнать его от этого места. Он потянул одну щепу и отпустил. Странный звук полетел по ветру в сторону чащи. Чулдун стал поочередно тянуть кончики щеп и отпускать. Звуки сливались, уносились по ветру, а вслед за ними рождались новые и новые. Юноша отломал две тонких пластины, плотно соединил их и, приложив к губам, подул. Тонкий осколок щепы, который оказался между пластинами, тонко задребезжал. Чулдун подул тише. Звук получился похожим на посвист ветра в расщелине скалы. Он отрезал две пластины от пня. Третью обстрогал так тонко, что сквозь нее можно было увидеть солнце. Юноша вложил тонкую пластину между двумя более толстыми и на одном конце связал их своим волосом. Чулдун приложил к губам сделанный им инструмент и начал дуть в прорезь, где заколебалась выстроганная тонкая пластина, издавая изумительные звуки».


АМУРСКИЙ МИФ


О древности пластинчатого хомуса говорит один из амурских мифов, повествующий о времени «когда нивхи еще каменные наконечники к стрелам делали».

Тогда жил храбрый Азмун, который, увидев нужду своего народа, отправился за рыбой к духу моря Тайрнадзу. Он приплыл к жилищу Тайрнадза на спине косатки, а когда увидел, что тот спит, стал играть на кунгахкеи (нивхский вариант костяного пластинчатого хомуса). Хозяин морских глубин проснулся и, выслушав Азмуна, послал на Амур рыбу. В благодарность Азмун подарил Тайрнадзу кунгахкеи и показал, как на ней играть. «Обрадовался Тайрнадзу, в рот пластинку взял, зубами зажал, за язычок стал дергать... Загудела, зажужжала кунгахкеи то будто ветер морской, то словно прибой, то как шум деревьев, то будто птичка на заре, то как суслик свистит. Играет Тайрнадз, совсем развеселился. По дому пошел, приплясывать стал. Зашатался дом, за окном волны взбесились, водоросли морские рвутся — буря в море поднялась».


С тех пор нивхи говорят о волнении моря: «Это Морской Старик, чтобы не заснуть, на кунгахкеи играет, в подводном доме своем пляшет».


КАЙГУСЬ ОХОТНИК

Кетская сказка


Кайгусь в верховьях реки жил, с семью семьями жил он в семи чумах.

Он с женой у опушки леса на берегу жил. У него был черемуховый посох. У опушки леса он с женой чум поставил, там у берега он и жил. Он, по правде сказать, все лежал и спал. Колотушкой его будили. Когда им надо было его разбудить, кто-нибудь колотушкой его по уху ударит, и он просыпается, спрашивает:

— Что вам надо?

А они отвечают:

— Еда кончилась, мы есть хотим!

Он поднимется, спустится с опушки леса к воде и начинает играть на пымеле2. Как только он заиграет на пымеле, рыба начинает подходить к берегу. И щуки, и язи, и окуни, и нельмы, и чиры к берегу идут. Кайгусь как заиграет на пымеле, нельмы, муксуны к нему идут, к берегу подходят, слушают, а он их быстро начинает бить черемуховой палкой.

Потом он несет их семи семьям, поодаль от берега живущим людям из семи чумов, для которых он рыбачил. Потом он возвращается на опушку леса и опять спать ложится. Они эту рыбу съедят, а когда голодными станут, есть захотят, говорят:

— Сходите вниз к нашим людям, к кайгусю, разбудите его! Мы есть хотим, у нас еда кончилась. Кайгуся разбудите, колотушкой его по голове ударьте!

А он крепко спит. Они его по голове этой колотушкой ударят, и он просыпается.

— Что, — говорит, — опять еда кончилась?

Они говорят:

— Мы проголодались.

Он свой черемуховый посох берет и к краю леса идет. Как станет на пымеле играть, так гуси прилетают. Он их черемуховым посохом бьет. Вот как на пымеле кайгусь заиграет, вот как заиграет — лебеди садятся, а он их черемуховым посохом убивает3. Снова как заиграет, подражая птичьим голосам, — утки садятся. Он их тоже бьет.

Вот заиграет — гуси садятся, он их убивает, лебеди садятся — он их убивает, утки садятся — он их убивает. Потом он их подбирает, связки делает, наверх относит людям семи чумов, каждому чуму по одной связке. Потом он вниз спускается на опушку леса и ложится спать.

Некоторое время он опять спит. Пока он спит, они этих птиц съедят. Кончится их еда, они опять вниз идут, опять колотушкой его по голове бьют.

— Кайгусь, проснись, — они ему говорят, — у нас еда кончилась, мы голодные!

Они колотушкой его по голове ударяют. Они колотушку берут и по уху его ударяют. Он просыпается.

— Чего еще вам надо? — спрашивает.

А они говорят:

— Пища кончилась, мы есть хотим!

Он черемуховый посох берет, к краю леса спускается, начинает на пымеле играть. Быстро так играет! Приходят разные звери и его слушают. А он их бьет, связки делает, потом их вверх относит к чумам, каждому чуму долю дает. Сам он потом вниз спускается, у опушки леса спать опять ложится, засыпает; спит дальше.

Снизу юраки пришли4, воевать начали, стали людей убивать. А он спит. Люди, было, пытались сражаться с юраками, но те бульшую часть людей убили. Оставшиеся говорят:

— Вниз сходите, кайгуся разбудите!

Как они его колотушкой ни били — он крепко спит. Они опять пошли воевать.

— Как быть с кайгусем? Сколько они наших людей уже перебили, а он не просыпается!

Его жена заплакала, плачет и говорит:

— Кайгусь, вставай, с низовья юраки…

Она плакала, слеза упала ему в ухо. Он и проснулся.

— О чем плачешь? — он ее спрашивает. — Не плачь! Почему, — говорит, — ты плачешь?

Она молвила:

— Юраки с низовья — «люди с лиственничными чумами» их называют — наших людей убивают.

Он встал, черемуховый посох взял, туда ушел, черемуховым посохом бить их стал, воевать начал. Он бил их так, что юраки с низовья, с лиственничными чумами, как пэчки на лугу валятся, как трава на лугу валятся, как крапива на лугу валятся, как осока5 на бок они валятся.

Потом он посмотрел вокруг и в себя пришел. Оказывается, он гнилые пеньки разбивал — на бок они упали, а крепкие пни остались, крепкие пни стоять.
Тогда его люди на край леса спустились, все деревья на лиственничном мысу срубили, пять человек вниз сходили, лиственничные угли зажгли, чтобы ковать. Некоторые глину таскали, чтобы плавильную печь сделать. Сделали печь, ковать стали, железо ковать стали, панцири сделали, на долю пятерых человек сделали. Кайгусь для себя самого панцирь сделал, потом для своей жены панцирь сделал. Они надели панцири, его жена надела, он сам надел. Когда эти пять человек надели свои панцири — все как один человек стали.

— Теперь, — сказал он, — мы будем шаманить!

Они шаманили, шаманили. Его жена вдруг говорит:

— Пусть мои руки размахнутся и опустятся! Вы тоже размахните!

Опять шаманили, шаманили — они руки размахнули и в камни превратились7.

_________________________________________
1 - Кайгусем здесь именуется глава стойбища из семи семей (семь чумов), который своей игрой на варгане магически привлекал рыб, птиц, зверей, легко добывал их (с помощью черемухового посоха) и обеспечивал своих людей пищей.
2 - В опубликованном на сайте “Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика” варианте пымель был заменён на “дудку”. Тем не менее, в комментариях к сказке (№95) ясно сказано, что в оригинале упоминался именно пымыль — варган
3 - Для кетской традиции характерен запрет убивать лебедей.
4 - Здесь — с севера.
5 - Букв. «лебединая трава».
6 - Припадок безумия, эксплицирующий богатырский экстаз и предшествующий становлению шамана.
7 - Герой и его люди превращаются в камни; обычно подразумеваются каменистые гряды и кряжи, расположенные за пределами расселения кетов.